Американский «Жнец» БПЛА MQ-9 Reaper: преимущества и характеристики ударного дрона

Беспилотные летательные аппараты служат примером внедрения инновационных решений в самолетостроение. Во многих развитых странах разработка и производство БПЛА превратились в самостоятельную индустрию.

Беспилотники активно используются в армии как оружие первого удара. Название современного американского многоцелевого дрона MQ 9 Reaper, которое переводится как «Жнец», не нуждается в расшифровке.

MQ-9 Reaper

История разработки

Американская компания General Atomics Aeronautical Systems Inc начала работу над проектом «Predator B» в 1998 г. Исследования проводились в порядке частной инициативы. В финансировании работ принимало участие NASA. Основой создания нового БПЛА послужила существующая модель MQ-1 Predator.

Беспилотник MQ 9 Reaper (Predator B) осуществил дебютный тестовый полет в начале февраля 2001 г. Испытания показали хорошие результаты и проект получил дальнейшее развитие.

Было изготовлено 3 прототипа ударно-разведывательных БПЛА, которые использовались ВВС США для проведения испытаний:

  1. Predator B-001. Размах крыльев аппарата увеличен с 14 м до 20 м. Полезный груз: до 350 кг. Он развивает скорость 390 км/ч и может лететь на высоте до 15 000 м. Время беспосадочного полета: до 30 ч.
  2. Predator B-002. Может нести 250 кг груза. Максимальная высота: до 18 000 м. Время непрерывного полета: до 12 ч.
  3. Predator B-003 (иначе «Альтаир»). Размах крыльев стал больше — до 25,6 м. Грузоподъемность возросла до 1 т 360 кг. Время в воздухе: до 36 ч. Высота: до 16 000 м.

Были созданы военные и гражданские БПЛА. Военные получили обозначение MQ-9 Reaper.

БПЛА MQ-9 Reaper
Американские разведывательно-ударные БПЛА MQ-9 Reaper эксплуатируются ВВС США, Великобритании, Италии, Турции и Франции.

Внешний вид

Внешне MQ-9 почти не отличается от прототипа MQ-1. Увеличились габариты аппарата. Передняя часть корпуса имеет обтекаемое утолщение, предназначенное для навигационного оборудования.

Турбовинтовой двигатель установлен сзади. К удлиненным крыльям крепится вооружение. От изначальной модели силуэт ударного беспилотника отличается характерным V-образным хвостовым «оперением» с направленными вверх плоскостями.

Конструкция и технические характеристики

Главные навигационные и военные элементы оборудования «Жнеца» размещены в головной части:

  1. Система прицеливания Raytheon AN/ASS-52(V) или MTS-B. Работает в инфракрасном диапазоне.
  2. РЛС с AN/APY-8 Lynx. Выполняет задачи по распознаванию целей и осуществляет связь с оператором.

Масса аппарата: 4,7 т. Длина корпуса: 11,6 м. Размах крыльев – 21,3 м. Грузоподъемность: 1,7 т. Турбовинтовой двигатель TPE-331-10T обеспечивает скорость полета более 400 км/ч. Потолок высоты составляет 13 км. Максимальное время нахождения в воздухе – до 28 часов.

БПЛА снабжен 6 точками подвески для крепления вооружения:

  1. Две внутри, каждая способна выдержать вес до 680 кг.
  2. Две подвески расположены посредине крыльев, нагрузка: до 270 кг.
  3. Две консоли, к ним крепится вооружение до 90 кг.

MQ-9 способен взять на борт 4 ракеты «Хеллфайр» (AGM 114) и 2 управляемые бомбы Mark 82 с лазерным или GPS наведением одновременно. Кроме отмеченного, могут использоваться ракеты Sidewinder, AMRAAM или Maverick. Ведутся работы по адаптации ракет «воздух-воздух» AIM-92 Stinger.

MQ-9 Reaper
В зависимости от целей боевой операции американский «Жнец» может нести разнообразные комбинации вооружений и электронного оборудования.

В 2012 г. появилась обновленная модификация MQ-9 под условным названием Block-1. За счет улучшения конструкции шасси и установки дополнительных баков увеличилось время беспосадочного полета до 37 часов.

Существует еще один модернизированный БПЛА – Block-5. На нем установлен более мощный двигатель, обеспечивающий повышенную грузоподъемность. Смонтирована еще 1 радиостанция, которая позволяет поддерживать связь с несколькими объектами на земле.

Стоимость одной тактической единицы – около 30 млн $. Она включает в себя несколько MQ-9, станции управления, оборудование для коммуникации, ЗИП и обученный штат.

В ВВС Соединенных Штатов считается, что «Жнец» в состоянии полноценно заменить пилотируемые самолеты типа F-16.

Основные преимущества

По сравнению с пилотируемыми многоцелевыми военными самолетами, беспилотник выигрывает по следующим критериям:

  1. Военнослужащий-оператор находится в безопасном месте. Это позволяет сохранять личный состав. Если необходимо, операторы могут работать посменно при длительных полетах аппарата.
  2. Стоимость БПЛА и его техобслуживание намного ниже, чем у F-16.
  3. Продолжительность нахождения в воздухе MQ-9 достаточна для выполнения любых поставленных задач.
  4. По сравнению с крылатыми ракетами, которые можно использовать один раз, дроны являются многоразовыми ударными комплексами. По огневой мощи они не уступают ракетному оружию. Но их функционал шире за счет того, что им доступны операции по аэрофотосъемке и разведке.
MQ-9 Reaper
Беспилотники MQ-9 участвовали во множестве боевых операций, преимущественно в Афганистане, Ираке и Йемене.

Целевое использование

БПЛА MQ-9 Reaper участвовали, как минимум, в трех крупных боевых операциях. Это, прежде всего, Афганистан, Ирак и Сейшельские острова.

В 2007 г. в армии США было сформировано первое подразделение с ударными дронами. Оно называлось «крыло 432d». В том же году начались полеты в Афганистане и Ираке. Несколько примеров:

  1. Зимой 2008 г. был уничтожен грузовик с минометным расчетом около Кандагара.
  2. Осенью 2009 г. беспилотники MQ-9 были доставлены на Сейшельские острова. Они действовали против местных пиратов, которые причиняли большой урон гражданским кораблям.
  3. В апреле 2010 г. ударом с воздуха ликвидирован член руководства «Аль-Каиды» Мустафа Абу аль-Ясид.
  4. В мае 2012 г. уничтожен основатель йеменского крыла «Аль-Каиды» Фахд аль-Кусса.
  5. 22 сентября 2016 г. убит Абдалах аль-Санани. Он являлся одним из действующих лидеров «Аль-Каиды» в Йемене.

В то же время увеличивается количество случаев, когда под удары беспилотников попадают мирные граждане. Отсутствие пилота часто не позволяет оборудованию в должной степени ориентироваться в ситуации.

Небоевые потери беспилотников имеют высокий процент. Они в 2 раза выше, чем у самолетов F-15 и F-16. Это объясняется тем, что программное обеспечение еще далеко от совершенства и не позволяет предусмотреть все нештатные ситуации.

Ссылка на основную публикацию