Содержание
«Яндекс» — это первая компания в России, которая уже вплотную подошла к реализации проекта беспилотного такси. Даже сегодня можно заказать себе беспилотное такси Яндекс, но только в Сколково (Московская область) и Иннополисе (Республика Татарстан). Эти автомобили становятся частью современной городской инфраструктуры.
Уровень вождения беспилотного механизма
Беспилотное оборудование установлено на основе Toyota Prius. Машина оснащена набором сенсоров, они являются источником данных для компьютера: 3 лидара (лазерный сканер), 5 камер и 6 радаров, которые находятся под бампером.
В багажнике установлен вычислитель, который считывает и обрабатывает те данные, которые собирают сенсоры. До сих пор нет окончательной конфигурации автомобиля, сами разработчики беспилотного такси заявляют, что внешний вид будет меняться.
Конструкция автомобиля подразумевает 6 уровней вождения беспилотного механизма:
- Нулевой – полностью отключен беспилотный режим, транспортом управляет водитель самостоятельно.
- Первый – круиз-контроль. Автоматика помогает с торможением и поворотами, но не одновременно. Водитель самостоятельно управляет машиной.
- Второй – адаптивный круиз-контроль. Это все еще не полная автоматика, компьютер может самостоятельно поворачивать, набирать скорость, тормозить, но в городских условиях такой режим мало эффективен. Автомобилем управляет человек.
- Третий – автомобиль может сам ездить по автобану. Основной функционал аналогичен со вторым уровнем.
- Четвертый – водитель может не участвовать в управлении транспортом, но должен быть готов взять его на себя. Этот механизм как раз и реализуется в беспилотниках.
- Пятый – полностью автономный режим. На сегодня таких машин в свободном доступе нет, но в скором будущем они должны появиться в США, а затем и в России.
Как работает «Яндекс» такси без водителя
Программа с помощью датчиков анализирует, что происходит на дороге и на основе этого выстраивает свой маршрут. Автомобиль ездит только по правилам, т. е. если дорожная ситуация требует нарушить ПДД, то он не двинется с места.
Однако, в этом кроется одна из нерешенных задач беспилотного автомобиля. Водители постоянно совершают мелкие нарушения (паркуются в неположенном месте, резко поворачивают, забывая включить поворотник), и это вызывает сложности. Компьютер не успевает обработать информацию и обезопасить жизнь пассажиров, при этом не нарушив правила дорожного движения.
С помощью лазера компьютер получает расстояние до объекта (устройство подает сигнал на объект, сигнал отражается, и на основе разницы во времени излучения и получения сигнала удается получить информацию о точном расстоянии).
С помощью радара механизм распознает тяжелые объекты, такие как грузовики. Сопоставив данные с радаров и лазеров, компьютер предугадывает ситуацию на дороге.
Рабочий алгоритм
Компьютер постоянно решает множество задач:
- Локализация – определение местоположения автомобиля, направления движения и конечной точки маршрута.
- Восприятие – оперирование данными, полученными при помощи датчиков (знаки, разметка, другие участники дорожного движения).
- Предсказание – компьютер, увидев статичный мир, дает прогноз. Это самая важная и самая сложная задача. Нужно понять, куда будут двигаться участники дорожного движения.
- Контроль выполнения алгоритма действий.
Испытания беспилотного такси «Яндекс»
В 2017 г. рядовые граждане смогли воспользоваться услугами беспилотного такси. В России можно прокатиться на Яндекс такси-беспилотнике в Сколково и Иннополисе. За несколько лет удалось изменить конструкцию машины, сделать ее более похожей на стандартные автомобили, повысить точность датчиков. Для фиксирования дефектов использовалась камеры Leica.
По итогам этих испытаний механизмы-беспилотники стало поддерживать правительство России, предоставляя субсидии и различные льготы.
В 2018 г. в Москве на международной выставке Автосалон компания «Яндекс» продемонстрировала свой беспилотный автомобиль и предоставила возможность желающим на нем прокатиться. В Иннополисе беспилотные такси ездят до сих пор, ежедневно, соединяя главные районы города.
Главный принцип беспилотников от «Яндекса» — это безопасность пассажиров. И за все время испытаний не пострадал ни один человек.
Междугороднее «путешествие»
В 2018 г. беспилотный автомобиль Яндекса самостоятельно преодолел путь от Москвы до Казани (780 км за 11 часов). В машине был человек, но 99% пройденного пути устройство проехало самостоятельно.
Датчики прекрасно себя показали в различных дорожных и погодных условиях, меняющейся степени видимости. Полученные в ходе испытания данные компания использовала для дальнейшего обучения вычислительного модуля «сухопутного дрона».
Годы эксплуатации
Беспилотники активно тестируются с 2018 г. В 2019 г. их можно было увидеть на улицах Москвы. За это время был принят ряд решений по усовершенствованию беспилотника.
В 2020 г. был расширен автомобильный парк до количества 110 беспилотников, к началу года машины проехали около 3-х млн км по дорогам страны. Предполагается, что тестирование продлится до 2022 г., а затем автомобиль будет доступен всем.
Беспилотник в Лас-Вегасе
В 2019 г. беспилотное такси от «Яндекс» было доставлено в Лас-Вегас на CES — крупнейшую выставку электроники. Сборка осуществлялась в России, но, несмотря на существенную разницу между Москвой и Лас-Вегасом, демонстрация техники прошла успешно, не было зафиксировано ни одного нарушения. Машина отлично себя показала и получила ряд положительных отзывов. На вопрос о возможном экспорте создатели отвечают отказом.
В 2020 г. беспилотники компании вновь были представлены на выставке. Притом что «Яндекс» были единственными производителями в своем сегменте, которые предлагали желающим прокатиться по городу в автомобиле без водителя, т. е. в автономном режиме.