Содержание
Страны с развитой авиационной промышленностью тратят немало сил и средств на создание беспилотных летательных аппаратов для государственных вооруженных сил. Россия старается не отставать, проектируя и внедряя собственные модели дронов, в частности, беспилотник «Охотник».
История разработки
О необходимости поставок в войска тяжелого ударного беспилотника впервые было официально заявлено в августе 2009 г. на авиасалоне МАКС в Жуковском. Конструкторы РСК «МиГ» на тот момент уже работали над созданием ударного БПЛА под названием «Скат», а в ОКБ «Сухой» изучали возможность создания подобной машины весом до 20 т.
Уже в 2011 г. военное ведомство сообщило о заключении государственного контракта с ОКБ «Сухой» на проведение научно-исследовательской работы по запатентованному изобретению компании. А осенью следующего, 2012 г., к работам официально присоединилась корпорация «МиГ».
Весной 2012 г. Министерство обороны подготовило техническое задание, согласно которому летательный аппарат должен иметь возможность модульного оснащения вооружением для выполнения таких боевых задач, как:
- боевое патрулирование;
- воздушная разведка;
- преодоление ПВО противника и нанесение удара.
Требовалось также, чтобы дроном можно было управлять дистанционно, в то же время он также должен быть способен действовать автономно с возможностью корректировки оператором. Тогда же прозвучало название будущего аппарата – С-70 «Охотник».
Технические характеристики и конструкция
Поскольку все данные по проекту засекречены, приходится располагать лишь информацией, поступившей из МО, а также сведениями о тех характеристиках, которые можно определить визуально:
- аэродинамическая форма – летающее крыло;
- длина – 13,6 м;
- размах крыльев – 18 м;
- масса аппарата – 20000 кг;
- масса полезной нагрузки – 2800 кг;
- максимальная скорость – 920 км/ч (согласно некоторым источникам, более 1000 км/ч);
- максимальная высота полета – 10500 м;
- дальность полета – от 3000 км до 6000 км;
- силовая установка – 1 реактивный двигатель.
«Охотник» изготовлен по технологии «стелс» и малозаметен для радаров.
АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» поставляет для С-70 авионику, включающую:
- компоненты информационно-управляющей системы;
- системы автоматического управления;
- аппаратуры сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
- системы контроля и диагностики бортового оборудования;
- инерциально-спутниковой навигационной системы.
Заявлялось, что С-70 по элементной базе совместим с истребителем 5-го поколения Су-57. А некоторые эксперты предполагают, что звено беспилотников будет работать в связке с истребителем.
В зависимости от поставленных целей, дрон сможет вести фото- и видеосъемку или использовать средства радиоэлектронной борьбы.
Для возможности нанесения ракетного удара на борту предполагается расположить скрытое и подвесное вооружение:
- ракету класса «воздух-земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров);
- дозвуковую маловысотную ракету X-35, предназначенную для морских целей;
- сверхзвуковую ракету X-74M2;
- до 8 корректируемых авиабомб КАБ-250.
Основные этапы работы над БПЛА «Охотник»
Сообщения о том, что первый образец С-70 будет создан в 2018 г. появились в октябре 2013 г. Уже в следующем, 2014 г., был готов макет крылатой машины, и в мае представители ВПК назвали сроки первого полета, который должен был состояться в конце 2018 г. На все необходимые работы государство выделило 1,6 млрд руб.
В 2017 г. в СМИ появилась информация, что на новосибирском авиазаводе им. Чкалова, входящем в состав холдинга «Сухой», изготовлен первый образец «Охотника». Так, была опубликована фотография летательного аппарата с подписью «НИР «Охотник-Б». Чиновники военного ведомства заявили, что в 2020 г. будет принято на вооружение 55 таких крылатых машин.
В июне 2018 г. состоялась первая выкатка самолета на летном поле того же новосибирского НАПО им.Чкалова. С-70 выполнил рулежку и разогнался до 200 км/ч, после чего оттормозился согласно программе наземного тестирования систем управления. Все действия беспилотник совершил в автономном режиме. Но запланированные летные испытания до конца года так и не состоялись.
В мае 2019 г. «Охотник» был продемонстрирован Президенту России В.В. Путину на летном поле в Ахтубинске. А в августе дрон произвел первый пробный полет, видео о котором было предоставлено Министерством обороны РФ. Длительность полета составила около 20 минут.
Испытания летательного аппарата
Еще до создания демонстрационного образца проводились испытания бортовой авионики для БПЛА «Охотник» на опытных образцах ПАК ФА (Т-50), а чуть позже на уже готовом Су-57. Полученные результаты помогали корректировать и настраивать оборудование в процессе работы над С-70.
В ходе проведенных предполетных и летных испытаний самого «Охотника» стало понятно, что выбранная концепция соответствует техническому заданию военных и работает хорошо.
Эксперты предполагают, что силовая установка (АЛ-41Ф) готового аппарата будет отличаться от установленной на испытуемых образцах. Такие выводы были сделаны на основании анализа фото и видео, на которых видно, что хвостовая часть беспилотника больше подходит для другого типа двигателя. К тому же АЛ-41Ф не позволяет говорить о принадлежности С-70 даже к пятому поколению.
С какой целью создавался и какую работу выполняет сейчас
Приоритетной задачей военных ведомств является сбережение личного состава. Современные доктрины ведения боевых действий предполагают активное использование дистанционно управляемой боевой техники на суше, воде и в воздухе.
Парк беспилотных летательных аппаратов ВКС России количественно и качественно отстает от парка беспилотников стран потенциального противника. Но сейчас войска начинают усиленно оснащаться малыми и средними дронами, и разрыв понемногу сокращается. А создание тяжелой ударной машины последнего поколения поможет вывести нашу страну на лидирующие позиции в этой области.
Российский «Охотник» еще не принят на вооружение, но в процессе работы над ним авиаконструкторы изучают новые концепции, используют новейшие материалы и работают над созданием полимеров и сплавов с необходимыми свойствами.
Разработчики бортового оборудования и программного обеспечения обкатывают свои наработки. Опыт показывает, что неиспользованные в проектах такого масштаба разработки находят применение в смежных проектах и даже в других областях науки и производства.
Перспективы беспилотника «Охотник»
До конца 2020 г. С-70 вряд ли поступит в войска, как было обещано ранее. Эксперты прогнозируют задержку на 12-24 месяца. В любом случае проект вскоре будет завершен, поскольку развитие военной и гражданской авиации сегодня видится в создании и постоянной модернизации беспилотных машин разных классов.
В полете на высоких скоростях, когда нет времени на обдумывание, роботизированная система управления превосходит человека в быстроте реакции, поэтому у нее больше шансов не допустить ошибку в сложной ситуации. А появление летательных аппаратов со скоростями до 10 махов исключает возможность пилотирования из кабины. Для создания и совершенствования таких систем управления нужны действующие дроны. «Охотник» может выступить прототипом истребителя будущего.
Есть задачи и у специалистов по кодировке сигналов управления. Возможность перехватить чужой беспилотник и не дать противнику захватить свой – еще не до конца решенная задача.
Предполагаемая связка одного или нескольких «Охотников» с истребителем повысит ударную силу авиазвена под управлением одного пилота.