Возможности и цели создания тяжелого ударного БПЛА «Охотник»

Страны с развитой авиационной промышленностью тратят немало сил и средств на создание беспилотных летательных аппаратов для государственных вооруженных сил. Россия старается не отставать, проектируя и внедряя собственные модели дронов, в частности, беспилотник «Охотник».

БПЛА Охотник С-70

История разработки

О необходимости поставок в войска тяжелого ударного беспилотника впервые было официально заявлено в августе 2009 г. на авиасалоне МАКС в Жуковском. Конструкторы РСК «МиГ» на тот момент уже работали над созданием ударного БПЛА под названием «Скат», а в ОКБ «Сухой» изучали возможность создания подобной машины весом до 20 т.

Уже в 2011 г. военное ведомство сообщило о заключении государственного контракта с ОКБ «Сухой» на проведение научно-исследовательской работы по запатентованному изобретению компании. А осенью следующего, 2012 г., к работам официально присоединилась корпорация «МиГ».

Весной 2012 г. Министерство обороны подготовило техническое задание, согласно которому летательный аппарат должен иметь возможность модульного оснащения вооружением для выполнения таких боевых задач, как:

  • боевое патрулирование;
  • воздушная разведка;
  • преодоление ПВО противника и нанесение удара.

Требовалось также, чтобы дроном можно было управлять дистанционно, в то же время он также должен быть способен действовать автономно с возможностью корректировки оператором. Тогда же прозвучало название будущего аппарата – С-70 «Охотник».

БПЛА Охотник
«Охотник» — это российский тяжелый ударно-разведывательный БПЛА массой около 20 т, спроектированный по схеме «летающее крыло».

Технические характеристики и конструкция

Поскольку все данные по проекту засекречены, приходится располагать лишь информацией, поступившей из МО, а также сведениями о тех характеристиках, которые можно определить визуально:

  • аэродинамическая форма – летающее крыло;
  • длина – 13,6 м;
  • размах крыльев – 18 м;
  • масса аппарата – 20000 кг;
  • масса полезной нагрузки – 2800 кг;
  • максимальная скорость – 920 км/ч (согласно некоторым источникам, более 1000 км/ч);
  • максимальная высота полета – 10500 м;
  • дальность полета – от 3000 км до 6000 км;
  • силовая установка – 1 реактивный двигатель.

«Охотник» изготовлен по технологии «стелс» и малозаметен для радаров.

АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» поставляет для С-70 авионику, включающую:

  • компоненты информационно-управляющей системы;
  • системы автоматического управления;
  • аппаратуры сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
  • системы контроля и диагностики бортового оборудования;
  • инерциально-спутниковой навигационной системы.

Заявлялось, что С-70 по элементной базе совместим с истребителем 5-го поколения Су-57. А некоторые эксперты предполагают, что звено беспилотников будет работать в связке с истребителем.

В зависимости от поставленных целей, дрон сможет вести фото- и видеосъемку или использовать средства радиоэлектронной борьбы.

Для возможности нанесения ракетного удара на борту предполагается расположить скрытое и подвесное вооружение:

  • ракету класса «воздух-земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров);
  • дозвуковую маловысотную ракету X-35, предназначенную для морских целей;
  • сверхзвуковую ракету X-74M2;
  • до 8 корректируемых авиабомб КАБ-250.
Характеристики С-70
Ввиду засекреченности проекта точные технические характеристики «Охотника» неизвестны.

Основные этапы работы над БПЛА «Охотник»

Сообщения о том, что первый образец С-70 будет создан в 2018 г. появились в октябре 2013 г. Уже в следующем, 2014 г., был готов макет крылатой машины, и в мае представители ВПК назвали сроки первого полета, который должен был состояться в конце 2018 г. На все необходимые работы государство выделило 1,6 млрд руб.

В 2017 г. в СМИ появилась информация, что на новосибирском авиазаводе им. Чкалова, входящем в состав холдинга «Сухой», изготовлен первый образец «Охотника». Так, была опубликована фотография летательного аппарата с подписью «НИР «Охотник-Б». Чиновники военного ведомства заявили, что в 2020 г. будет принято на вооружение 55 таких крылатых машин.

В июне 2018 г. состоялась первая выкатка самолета на летном поле того же новосибирского НАПО им.Чкалова. С-70 выполнил рулежку и разогнался до 200 км/ч, после чего оттормозился согласно программе наземного тестирования систем управления. Все действия беспилотник совершил в автономном режиме. Но запланированные летные испытания до конца года так и не состоялись.

В мае 2019 г. «Охотник» был продемонстрирован Президенту России В.В. Путину на летном поле в Ахтубинске. А в августе дрон произвел первый пробный полет, видео о котором было предоставлено Министерством обороны РФ. Длительность полета составила около 20 минут.

С-70 Охотник
Первые наземные испытания БПЛА С-70 проводились на аэродроме Новосибирского авиационного завода.

Испытания летательного аппарата

Еще до создания демонстрационного образца проводились испытания бортовой авионики для БПЛА «Охотник» на опытных образцах ПАК ФА (Т-50), а чуть позже на уже готовом Су-57. Полученные результаты помогали корректировать и настраивать оборудование в процессе работы над С-70.

В ходе проведенных предполетных и летных испытаний самого «Охотника» стало понятно, что выбранная концепция соответствует техническому заданию военных и работает хорошо.

Эксперты предполагают, что силовая установка (АЛ-41Ф) готового аппарата будет отличаться от установленной на испытуемых образцах. Такие выводы были сделаны на основании анализа фото и видео, на которых видно, что хвостовая часть беспилотника больше подходит для другого типа двигателя. К тому же АЛ-41Ф не позволяет говорить о принадлежности С-70 даже к пятому поколению.

Первый полет Охотника С-70
Первый тестовый полет С-70 совершил в августе 2019 г., а через месяц состоялся совместный полет «Охотника» и истребителя Су-57, продолжительность которого составила более 30 мин.

С какой целью создавался и какую работу выполняет сейчас

Приоритетной задачей военных ведомств является сбережение личного состава. Современные доктрины ведения боевых действий предполагают активное использование дистанционно управляемой боевой техники на суше, воде и в воздухе.

Парк беспилотных летательных аппаратов ВКС России количественно и качественно отстает от парка беспилотников стран потенциального противника. Но сейчас войска начинают усиленно оснащаться малыми и средними дронами, и разрыв понемногу сокращается. А создание тяжелой ударной машины последнего поколения поможет вывести нашу страну на лидирующие позиции в этой области.

Российский «Охотник» еще не принят на вооружение, но в процессе работы над ним авиаконструкторы изучают новые концепции, используют новейшие материалы и работают над созданием полимеров и сплавов с необходимыми свойствами.

Разработчики бортового оборудования и программного обеспечения обкатывают свои наработки. Опыт показывает, что неиспользованные в проектах такого масштаба разработки находят применение в смежных проектах и даже в других областях науки и производства.

С-70 Охотник
В рамках подготовки к новому этапу испытаний С-70 будет застрахован на 1,3 млрд руб.

Перспективы беспилотника «Охотник»

До конца 2020 г. С-70 вряд ли поступит в войска, как было обещано ранее. Эксперты прогнозируют задержку на 12-24 месяца. В любом случае проект вскоре будет завершен, поскольку развитие военной и гражданской авиации сегодня видится в создании и постоянной модернизации беспилотных машин разных классов.

В полете на высоких скоростях, когда нет времени на обдумывание, роботизированная система управления превосходит человека в быстроте реакции, поэтому у нее больше шансов не допустить ошибку в сложной ситуации. А появление летательных аппаратов со скоростями до 10 махов исключает возможность пилотирования из кабины. Для создания и совершенствования таких систем управления нужны действующие дроны. «Охотник» может выступить прототипом истребителя будущего.

Есть задачи и у специалистов по кодировке сигналов управления. Возможность перехватить чужой беспилотник и не дать противнику захватить свой – еще не до конца решенная задача.

Предполагаемая связка одного или нескольких «Охотников» с истребителем повысит ударную силу авиазвена под управлением одного пилота.

Ссылка на основную публикацию